Сергей Лесков,
Izvestia.ru
Хиросима и Кузькина мать
6 августа 1945 года бомбардировщик В-29, которым управлял личный пилот Эйзенхауэра и лучший летчик американских ВВС Пол Тиббетс, сбросил снаряд "Малыш" на японский город Хиросиму. Пол Тиббетс не был лишен сентиментальности и назвал самолет именем любимой мамы. Сразу было убито 80 тысяч человек, а общее число жертв "Малыша" составило 240 тысяч человек. "Малыш" - это атомная бомба, которая открыла дверь в атомный век, но сама явилась порождением той беспримерной жестокости, которая отличает весь XX век.
"Малыш" был совсем небольшой бомбой. После взрыва вечером по улицам без вреда ходили спасатели, а через год на огороде росли нормальные овощи. Хиросима вовсе не была стерта с лица Земли, большинство жителей уцелело, и если бы исчезло все прочее человечество, то хиросимцы, как семейство Ноя, продолжили бы человеческий род. Знаменитая "Кузькина мать", которой Хрущев грозил Америке, была в 5 тысяч раз сильнее, но ее взорвали там, где живут только белые медведи, а по предложению Сахарова радиоактивный выброс был снижен до минимума. "Кузькина мать" напрочь разрушит город размером с Москву, ожоги получат жители Серпухова и Сергиева Посада. Кстати, Сахаров вывел способ увеличить мощность еще в десятки раз...
Атомный век начинался с надежд на то, что наука осчастливит человечество. В XIX веке эпохальные открытия следовали пулеметными очередями. Как подсчитал Питирим Сорокин, XIX век принес 8527 открытий и изобретений - больше, чем все прежние столетия, вместе взятые. Человек той эпохи верил, что благодаря научному прогрессу скоро наступит "золотой век". Наука становилась новой религией, что ярче всего проявилось в романах Жюля Верна, которые явились торжествующим гимном ее всемогуществу. Новым романтическим героем стал жрец науки - ученый, которому в тягость любовные переживания, ибо единственное упоение он находил в служении своей ученой музе. Жюль Верн многое предвосхитил, но идея атомной бомбы и в тумане не мерещилась великому фантасту.
Машинный век с его торжеством машин привел к пересмотру вековых ценностей. В результате человек постепенно стал превращаться в машину. XX век стал веком невиданных по жестокости войн, массового геноцида и репрессий, которые выкашивали целые страны. Хиросима, правда, все равно на особом счету. На дворе XXI век, и нет сомнения, что изобретательские таланты человека возросли неимоверно, а стал ли он менее походить на машину и более на человека - большой вопрос. Несмотря на всеобщее запрещение ядерных испытаний, ведущие державы продолжают совершенствовать ядерное оружие, а некоторые страны, очень вероятно, готовят под полой атомную бомбу.
Спустя десятилетия после первого атомного взрыва мы немного знаем о поражающих свойствах радиации, но нам доподлинно известно, что сделать атомную бомбу не очень сложно. Для этого не нужно обладать ни сильной экономикой, ни высокими научными школами. Можно, кроме того, без особых усилий многократно увеличить поражающий фактор ядерного оружия. Это просто - надо сделать оболочку бомбы из металла, который поглощает все нейтроны и потом много лет источает жесткую радиоактивность. Хороши цинковые, еще круче кобальтовые бомбы. Лучше всего - бомбы с оболочкой из висмута, тогда на выходе окажется замечательно ядовитый полоний. Точно рассчитать поражающую силу такой бомбы невозможно. Принципиальное свойство ядерного оружия в том, что проще убить все человечество, чем его часть.
Атомная эра - сплошная мгла. Мог ли Гитлер сделать атомную бомбу? Почему СССР не боялся немецкой бомбы, как боялись США? Если бы СССР не сделал свою бомбу, продолжала бы Америка множить Хиросимы? Как изменился бы мир, если бы атомное оружие было только у одной страны? И как бы все сложилось, если бы атомного оружия не было вовсе? Сделал ли бы бомбу СССР, если бы не вышло у США? А если бы сделал первым, то случилась бы советская Хиросима? Эти вопросы носят не абстрактный характер, они принципиальны для политики будущего.
Стала ли Хиросима жертвой, которая была предопределена, чтобы больше атомное оружие не применялось? Но тогда правильнее говорить о жертвоприношении, ибо жители Хиросимы согласия на ядерный обряд не давали. И как тогда назвать жреца?