Правда.Ру & News.mail.ru,
16 мая 2009
МАГАТЭ предупреждает: угроза ядерной войны возросла в 20 раз
Глава Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Мохаммед аль-Барадеи в сегодняшнем интервью английской газете The Guardian рассказал о том, что в ближайшее время ядерным оружием могут обзавестись 20 стран. По его словам, единственный путь предотвратить это - как можно скорее принять международные соглашения, запрещающие ядерные испытания.
Велика ли опасность роста ядерной угрозы в мире? На этот и другие вытекающие отсюда вопросы "Правде.Ру" ответил эксперт в области ядерных технологий Центра международных исследований Морского госуниверситета им. адмирала Невельского во Владивостоке Владимир Хрусталeв.
- Кто является главным кандидатом на приобретение ядерного статуса?
- Число реальных участников ядерного клуба больше, чем "официальная атомная пятeрка" (Великобритания, Китай, Россия, США и Франция). Есть убедительные данные о том, что ядерным оружием обладают КНДР, Израиль, Индия и Пакистан.
- Относительно трех из них вопросов не возникает. А Индия и Пакистан так и вовсе открыто проводили испытания атомного оружия. Но что свидетельствует о причастности Израиля?
Довольно многое. Включая нашумевшие в своe время откровения бежавшего из Израиля физика-ядерщика. Начало ядерной программы этой страны относится к 1956 г. Тогда Тель-Авив участвовал вместе с Англией и Францией в боевых действиях против Египта. Но, несмотря на то, что они велись успешно, израильтяне были вынуждены отступить - из-за ультиматума СССР. Этот факт - "посторонняя" мировая держава способна заставить Израиль отказаться от своих политических устремлений - вызвал у его правящей элиты ощущение незащищeнности.
Выходом стала разработка собственной ядерной программы, которая велась благодаря не только "американским утечкам", но и вполне открытому сотрудничеству с Францией. Первый ядерный заряд был создан на рубеже 1966-67 гг. А в 1973 г., когда началась война "Судного дня" с Египтом и Сирией, Израиль впервые прибегнул к ядерному шантажу, хотя и не прямому.
Именно тогда Тель-Авив сделал приблизительно такое заявление: "Пока вы боретесь за свои территории, война будет вестись обычными методами. Но если вы попытаетесь сбросить нас в море, последует незамедлительный ответ с использованием оружия особой разрушительной силы".
- Глава МАГАТЭ говорил о гораздо большем числе возможных ядерных держав. Кто, кроме Ирана, может пополнить этот список?
- Называя конкретные государства, следует отделять те из них, которые технологически готовы к производству ЯО в самое ближайшее время, от тех, кто пока имеет лишь мотивы для того, чтобы продвигать свою ядерную программу. Здесь можно выделить три блока стран: дальневосточные, латиноамериканские и арабо-мусульманские.
В первую очередь, опасность исходит от дальневосточного блока, особенно если иметь в виду фактор КНДР. На 1-м месте стоит Япония, учитывая еe тенденцию к милитаризации. Она обладает промышленными возможностями для производства ядерного оружия. Спецслужбы США в своих отчетах прямо говорили о такой перспективе.
Далее идeт Южная Корея. В 1990-е гг. она проводила эксперименты по лабораторному производству плутония и доказала свою способность к созданию ЯО. У Сеула серьезные для этого мотивы. В том числе и тот, что продиктован выходом КНДР из Договора о запрещении переработки ядерных отходов, благодаря чему она может наращивать производство плутония. Это может случиться в ближайшие 10-15 лет.
Наконец, Тайвань. В 1970-е гг. он вeл ядерную программу и вплотную приблизился к созданию атомной бомбы. А экономические возможности для этого уже имеются. Есть и политические мотивы, учитывая возрастающее давление КНР.
В Латинской Америке - Бразилия и Венесуэла. Первая уже обладает довольно мощным "мирным" ядерным комплексом, вторая же намерена развивать ядерную программу в силу политических причин, главным образом, из-за конфронтации с США.
Турция и арабские государства: Саудовская Аравия, Ливия, Сирия, ОАЭ, Египет и Алжир. Это страны "второго эшелона", которые теоретически при определенных обстоятельствах могут приступить к разработке ЯО. О чем косвенно говорит тот факт, что они проявляют сильный интерес к ядерным технологиям. Не последнюю роль здесь играет иранский и израильский факторы.
Что касается Алжира, Египта и Ливии, то еще сравнительно недавно они вели усиленную разработку своих ядерных программ. Прекратили их под давлением мирового сообщества, но никто не может дать гарантии, что не возобновят.
- А КНДР является ли уже ядерной державой?
- Следует помнить, что такой статус применим лишь к тем государствам, которые, имея ядерное оружие, обладают полным комплексом по его производству. Причем речь идeт не только о ядерном заряде, но и средствах его доставки. Характерный пример - КНДР. В октябре 2006 г. она испытала ядерный заряд малой мощности. Впрочем, достоверных данных о том, что Северная Корея располагает ядерными боеголовками, пока нет. Возможные средства доставки ядерного оружия пока в должной мере не разработаны, но Пхеньян упорно двигается в этом направлении.
- Есть ли какой-то способ предотвратить расползание ядерного оружия по планете?
- Ситуация очень сложная. Сегодня всe чаще раздаются голоса против Договора о нераспространении ядерного оружия, ограничивающего число ядерных держав известной "пятеркой". Так, Израиль, Индия и Пакистан его вообще не подписали, считая дискриминационным.
Еще один фактор: учитывая современное развитие технологий, ядерное оружие можно получить при минимальной затрате сил и средств. Если в 1940-е гг. работали сотни и тысячи людей с логарифмическими линейками, то теперь, согласно проведенным в США экспериментам, ЯО можно разработать, черпая информацию в интернете.
Если полвека назад стоимость разработки ядерного оружия доходила до 40 млрд. долларов, то теперь требуется не более 300 млн. Вот вам любопытное сравнение: полк современных истребителей из 24 машин тянет на 1,5 млрд. долларов.
Проблема в том, что ядерное оружие становится всe доступнее.