http://www.hardwareportal.ru/Soft/Stalker/index.html

Вот и вышла в свет очередная игра-долгострой. Ждать её пришлось семь лет, и за это время разработчики успели многое наобещать. Но, как показывает практика, результат может совершенно не соответствовать словам маркетологов. Посмотрим, насколько оправдались надежды ждущих, которых, я уверен, было не мало. И так, посмотрим, какой же он на самом деле, этот S.T.A.L.K.E.R.

Тестовая система

Игра тестировалась на следующей конфигурации: A64 2800+, 512Mb, AGP 128Mb GF 6600GT. Игра довольно ресурсоёмка, поэтому даже на разрешении 800x600 и минимальных настройках графики fps колебался в районе 24 к/с, немного падая в динамичных сценах. Для комфортной игры требуется более мощная конфигурация.

Игровой процесс

Действие происходит в недалёком будущем после катастрофы (одна из самых избитых тех в компьютерных играх) на месте Чернобыля. Заражённая зона стала разрастаться, превращая всё вокруг в место жительства уродливых животных и аномалий. Людям, пытающимся выжить в новых условиях, приходится бороться не только с мутантами и враждебной природой, но и с другими людьми. Кто-то объединился в банды, кто-то стал бандитом, а кто-то – вольным солдатом, которых в народе кличут Сталкерами. Один из них – наш главный герой. Его подбирают в бессознательном состоянии. В обмен на жизнь и свободу ему поручают парочку мелких заданий, но в его голове мелькает лишь одна мысль – убить Стрелка. Кто это и где его искать – суждено узнать лишь по мере прохождения игры.

Игровой процесс сводится к перемещениям по локациям, разговорам с нужными людьми и выполнению заданий (не редко – убийство плохих дядек). Что бы как-то выжить, приходится заниматься мародерством – обчищать трупы, красть вещи из тайников других сталкеров, в общем, собирать всё, что плохо валяется, а потом продавать торговцам или знакомым. Только вот постепенно возникает дурацкая ситуация – таскаешь с собой десять одинаковых оружий, а патронов нет. Друзья оружие не покупают (видимо у них самих уже по три обреза и несколько пистолетов), а тащиться за тридевять земель ради нескольких сотен монет просто нецелесообразно. Куда столько добра девается?

Что же касается окружающего мира, то он разбит на локации – определённые участки с различной тематикой. Например, территория какой-нибудь банды, или свалки старых машин, или поселения сталкеров. Но далеко не всегда приходится бегать по заражённой земле, иногда приходится спускаться в подземелья, где свободы гораздо меньше. Размер наземных локаций вроде бы и не маленький, но пробежка от одной стороны до другой много времени не занимает. Переход в новую локацию занимает несколько десятков секунд. И не дай Бог вам быть зараженным радиацией, ведь после загрузки велика вероятность того, то ваш герой уже будет лежать на земле без признаков жизни. Аномалии, вызванные катастрофой, встречаются через каждые десять метров и ничего интересного из себя не представляют – они либо просто искажают пространство, либо издают звуки и сверкают разными огнями. На низкой сложности через них можно проходить небыстрым шагом и остаться целым и невредимым.

Кстати о свободе. Она в игре есть, но её как бы нет. Отклониться от сюжетной линии нельзя, но количество второстепенных миссий, не влияющих на развитие сюжета, достаточно. На удивление, чем дольше играешь, тем больше возникает противоречий и непонятных моментов, и в голове постоянно мелькает вопрос – и на это было истрачено семь лет?. Например, в определенных местах с некоторой периодичностью появляются новые враги, поэтому не удивляйтесь что через некоторое время после того, как вы убьете всё живое, локация снова будет наполнена жизнью. И новые жители будут спокойно ходить по трупам (которые практически не исчезают!) своих сородичей. Но самое приятное, что во время прогулки по зачищенным территориям, враги могут неожиданно сгенерироваться неподалёку от вас.

В игре действительно богатый выбор оружия, но физика явно подкачала. Даже с СВД попасть в цель на маленькой дистанции удаётся один раз из пяти. То ли игрок косой, то ли оружие кривое. Стрелять по врагам можно и не прицеливаясь – даже больше вероятность попадания, ведь большая часть пуль уходят в «молоко», а вовсе не туда, куда целишься. Зато противники промахиваются реже и носят очень интересную защиту, которая с близкого расстояния выдерживает больше пяти выстрелов из любимого всеми «Калаша». Игрок от такого количества попаданий, конечно же, отправляется в мир иной. Пытаясь придать оружие больше реалистичности, его сделали ломающимся – чем дольше используешь оружие, тем чаще оно заклиниваниет. Почему-то у врагов оно не заклинивает, да и патронов у них явно бесконечное количество.

Что же касается ИИ, то и его однозначно охарактеризовать нельзя. С одной стороны, противники удачно используют окружающую местность. Особенно они любят прятаться в кустах и притворяться деревом, из-за чего сразу заметить их довольно сложно. Вообще если есть возможность за чем-то спрятаться, они обязательно этим воспользуются. Но нередки моменты, когда ИИ конкретно тупит, например, потеряв вас из виду, будет просто стоять и смотреть в землю, или же спрятаться за ящиком и, целясь в вашу сторону, стрелять в него.

Поведение животных ещё более непредсказуемое. Будучи в стае они резво накидываются на жертву, но если убить несколько штук, они разбегаются в разные стороны и бегают по всей карте. Бегать за ними - занятие долгое и скучное, особенно учитывая, что если простая стрельба – лотерея, то стрельба в движении по движущимся целям – лотерея в квадрате. Но если очень захочется, то от них можно просто убежать (если выносливость позволяет) – изуродованные радиацией собачки бегают явно медленнее своих предков.

Подлечиться игрок может не только с помощью привычных аптечек, но и всякой разной едой (консервами, водкой, хлебом и прочими продуктами). Отдельное спасибо стоит сказать разработчикам за колбасу, лечащую от любых бед, в том числе и от радиации. Видимо с колбасой произошел необратимый процесс. Зато, выпив несколько бутылок водки, включаются спецэффекты а-ля размытие и можно взглянуть на мир по-новому.

Главный герой тот ещё кадр – спринт на большие дистанции (при условии, что вы не перегружены всяким хламом) ему даётся без особых усилий, но ползать, увы, он не умеет с рождения – только лежать, но тогда уже придётся загружать сохраненную ранее игру. Ростом он также не может похвалиться – что бы посмотреть в лицо, приходится задирать взор вверх.

Шутки шутками, но уже вышел патч, который вносит более 50! исправлений. Более того, нашлись энтузиасты, которые сами создают моды, изменяющие множество параметров игры, где-то облегчая, где-то усложняя игру. Это говорит о многом, значит не смотря на все недостатки игра пользуется популярностью (а особенно за рубежом), и если разработчик не торопится исправить свои ошибки самостоятельно, то умелые ручки сделают это за них сами.

Графика

Графика в игре так же оставляет двойственные впечатления. С одной стороны прорисовка персонажей и оружия могла бы быть и лучше. Да и травка, и прочая природа выглядит как-то скудно. Прогулки по земле не очень-то и радует взор, но стоит спуститься в катакомбы как тут же перед нами предстаёт совершенно иная игра – благодаря динамическому освещению и прочим технологичным фишкам графика заметно преображается.

Спецэффекты, такие как: огонь, аномалии, дождь и тому подобное, выполнены очень красиво. Пожалуй, они вносят свой весомый вклад в окружающий мир. Поставить оценку за графику сложно, пусть это будет четверка, ведь придирок много, хотя и есть очень красивые места в игре.

Звук

Звуковая атмосфера в игре просто потрясающая. Озвучка персонажей качественная, спецэффекты (особенно выстрелы и звуки природы) просто ласкают слух. Если выключить звук – восприятие игрового процесса становится совершенно иным. Обладатели хорошей акустики (или наушников) будут довольны. Пятёрка. Твёрдая.

Придирки и глюки

Пожалуй, опустим эти два пункта, т.к. то, что творится в игре, нельзя твёрдо назвать глюками – может это фичи, может просто разработчики так себе представляю игровой мир. В любом случае по мере прохождения претензий к игре накапливается всё больше.

Кстати, в игре очень много старого разбитого автотранспорта, которым вы, естественно, не сможете воспользоваться. Но если вы приглядитесь к старым разбитым автомобилям, то увидите на них номерные знаки Украины, а не СССР. Если вы помните, катастрофа в Чернобыле произошла в 1986 году, когда Украина входила в состав СССР, так что номерные знаки должны быть старыми, четырёхзначными. Жаль, что это - далеко не единственная несуразица в игре.

Выводы

Вот и наступил самый сложный этап – подведение итогов. Эту игру можно оценить по разному: с одной стороны, STALKER - это результат семилетней работы, во время которой игроков кормили бесконечными обещаниями. С другой стороны, игра всё же неплоха, сюжет интересный и в принципе играть можно. Поэтому игроки поделились на два лагеря – в первом игру не признают и называют «разочарованием года», а во втором играют и получают удовольствие. К какому лагерю вы примкнёте – решать вам. Мы же встанем посередине и будем соглашаться и с теми и с другими – да, игра совсем не такая, какой её ждали, но играть в неё можно, особенно если ставить патчи и моды, которые делают её более интересной. Но в любом случае долгострои – очень не хорошо.